В четверг новый министр энергетики Владимир Демчишин распорядился подготовить нормативную базу, чтобы сделать возможным транзит электроэнергии в Крым.
Постановление об этом планируют принять в ближайшее время на закрытом заседании Кабмина. Там же собираются дать разрешение на прямой импорт электроэнергиии из России.
Если постановление будет принято, Украина де-факто признает принадлежность Крыма России – иначе почему бы Украине просто не импортировать электроэнергию, а потом уже не распределять ее самостоятельно в Крым или другие регионы.
Но Россия, похоже, вошла в завершающую стадию операции «Убить украинскую энергетику», а заодно твердо намерена сделать шаг в сторону признания Украиной российской юрисдикции над оккупированной территорией.
Схема состоит в том, чтобы импорт шел не через государственную компанию Укринтерэнерго (которую возглавляет Владимир Зиневич – УП), а через неизвестные фирмы-прокладки. По сути, речь идет о создании нового Росукрэнерго, только не в газовой, а в электроэнергетической сфере.
Зиневич был против прокладок и транзита. Это не означает, что он ангел и у него нет грешков, но в этом конкретном случае он был против такого решения. Однако возбуждение уголовного дела, скорее всего, приведет к его быстрому смещению с должности.
Это откроет авторам схемы путь к заведению непрозрачного посредника на рынок электроэнергии в Украине, что усилит энергетическую зависимость Украины от России, а в случае транзита российского электричества в Крым – уничтожит последний рычаг энергетического контроля Украины над полуостровом.
Ситуация в энергетике Украины доведена до того момента, когда уже вроде нет альтернативного выхода. Хотя всегда есть варианты.
Есть уголь нужной сортности в Констанце и в Варне. Есть уголь в Европе. Возможна его экстренная закупка. Есть мазут – и он доступен к поставкам. Есть американцы, которые с октября (!) стучатся в Минэнерго с предложением: «вот деньги от Мирового Банка, вот уголь, вот мазут – возьмите!»
Но руководство Минэнерго не реагирует.
ТЭК находится на грани коллапса – и технически и финансово. Странно, что катастрофа не случилась раньше. За 24 года почти все крупные украинские олигархи сколотили в этой сфере свои состояния.
А политики-популисты использовали ТЭК для субсидирования льготных категорий потребителей, населения, шахтеров. Чего ожидать, если десятки миллиардов гривен каждый год идут на субсидии, а миллиарды выводятся по схемам через закупки топлива, оборудования и строительные работы?
То, к чему мы пришли сейчас, – результат развития ситуации в течение многих лет.
ТЭК стал огромной финансовой пирамидой, где миллиардные кредиты берутся на покрытие субсидий и выплаты по таким же кредитам, взятым в прошлые годы. Теперь к этому еще добавилась война.
Благодаря популизму правительства, только что сложившего полномочия, за полгода не было предпринято адекватных мер, и Украина вошла в зиму с невообразимым дефицитом угля, нехваткой электроэнергии, отключениями электроэнергии во всех регионах.
Единственное, что успели сделать, – наладить реверс газа из Европы. Все остальные метания были похожи на попытки капитана и старпома слить топливо из баков Титаника, уверенно идущего на айсберг, в надежде успеть до столкновения.
Что делать дальше? Прежде всего, сказать правду – мы дошли до нижней точки. Пройти эту зиму без веерных отключений и замерзающих городов не удастся. Индустрия – банкрот. Премьеру Арсению Яценюку, министру энергетики Владимиру Демчишину – он до последнего времени возглавлял регулятор НКРЭ и КУ – нужно выйти и признать это. Это очевидно всем, так же как и то, что у нас война с Россией, а не АТО и не перемирие.
Нужно, наконец, назвать вещи своими именами и показать полную схему финансовых потоков ТЭК – со всеми субсидиями, заниженными тарифами, завышенными затратами.
Пусть даже нынешние политики не возьмут на себя ответственность, а свалят все на «попередників», но путь к решению любой проблемы невозможен без ее осознания и признания.
Премьер должен немедленно сформировать антикризисный энергетический штаб. Привлечь в него партнеров из США, Канады, ЕС, а также крупные украинские энергетические компании, опытных технических экспертов. Он обязан лично ежедневно контролировать процесс вывода страны из той ситуации, в которой она оказалась.
Первоочередные шаги. По словам губернатора Луганской области Геннадия Москаля, на складах Луганскугля и Первомайскугля лежит 122 тыс. тонн твердого топлива. «Укрзалізниця» не хочет ор-ганизовывать его вывоз, хотя уголь находится на территории, контролируемой Украиной.
Нужно немедленно организовать его доставку – даже если ради этого к руководству «Укрзалізниці» понадобится приставить добровольцев с автоматами. Необходимо немедленно подтвердить просьбу к Мировому Банку о получении денег на закупку угля и мазута и с помощью представителей США и Канады (экспертная группа при Минэнерго формально существует, однако их никто не слушает) организовать поставки с ближайших доступных складов в Европе – Констанца, Варна, Вентспилс – по железной дороге и морем.
То же самое нужно сделать с мазутом как резервным топливом для ТЭЦ. Как минимум 200 тысяч тонн необходимо закупить прямо сейчас. Нужно договориться об импорте электроэнергии из России, но с абсолютно прозрачным механизмом закупок. При желании все можно сделать за 10 дней, а перетоки могут идти и раньше – под гарантии оплаты.
Ни о каком транзите и речи быть не может в принципе!
Среднесрочно – разработать комплексный помесячный план балансировки финансовых потоков. Нам нужны пошаговое увеличение тарифов для населения, отмена льгот, выравнивание тарифов до экономически обоснованных уровней (даже не одномоментно, пусть тоже идет по графику), реальный контроль со стороны регулятора или правоохранительных органов за вывод средств через стройки и закупки.
Стратегически – максимальная приватизация всех компаний, кроме нескольких госпредприятий – Укрэнерго, Укртрансгаз, Энергоатом, – с корпоратизацией последних и введением нормальных корпоративных практик. Нужны независимые директора, прозрачная публикуемая отчетность, долгосрочные инвестиционные программы и т.п.
Даже если энергокомпании купят олигархи по низкой цене – так тому и быть. Они и так их покупали два десятка лет и контролируют почти все рынки в ТЭК, но при этом их компании работают всегда в разы эффективнее государственных. Да и регулятор при желании имеет достаточно механизмов воздействия на всех участников рынка.
Министерство энергетики не должно годами выполнять функцию разруливания закупок угля или газа. Оно явно не в состоянии это делать эффективно. Министерство должно заниматься одной главной темой – разработкой и корректировкой детальной и четкой стратегии развития сектора, чтобы давать правильные сигналы и стимулировать приход инвестиций из частного сектора и средств МФО.
Со всем остальным отлично справятся сами компании и регулятор.
Медлить с планом нельзя – время играет против отрасли и страны.
Авторы: Александр Харченко, генеральный директор Центра исследований энер-гетики, Юрий Кубрушко, управляющий партнер консалтинговой компании IMEPOWER.