В руки журналистов попал почти секретный законопроект о новых правилах выборов мэров и городских советов в Украине. Любопытный документ.
Януковичу нравится, когда его называют человеком дела. Наверное, потому, что быть человеком слова у него не получается.
В случае его победы очередные местные выборы пройдут в срок — об этом во время избирательной кампании Виктор Федорович заявлял неоднократно. Причем делал он это не только традиционным способом (то есть посредством Анны Герман), но и нетрадиционным (то есть самолично).
В последний раз подобное случилось в декабре прошлого года. Но уже в январе депутаты-регионалы начали говорить о необходимости переноса сроков проведения региональных выборов. В качестве официальной причины называлось отсутствие бюджета, в качестве неофициальной — пожелание Януковича.
В феврале выборы-2010 Рада ликвидировала как класс. Невзирая на требования Конституции и вялые протесты оппозиции. Постановление о проведении их 30 мая было отменено, новая дата не назначена. Регионалы, комментируя случившееся, прогнозировали очередной праздник волеизъявления на весну следующего года.
Однако в марте на встрече с послами «восьмерки» Янукович объявил, что выступает за проведение местных выборов в 2010 году. Миновал месяц, и в апреле, держа речь в Страсбурге, гарант изрек: «В 2011 году будут выборы местных органов власти». Пришел май. Рассуждая о перспективах проведения все той же региональной избирательной кампании, «послідовний» жестко высказался за то, чтобы она состоялась в «конституционные сроки». То есть в нынешнем году. Ей-Богу, хочется, чтобы поскорее наступил июнь…
«Я человек действия. Между идеей и ее реализацией у меня проходит немного времени», — это сказано Виктором Федоровичем семь лет назад.
«Депутатов местных советов, я считаю, надо избирать по мажоритарной системе, чтобы каждого из них люди знали в лицо и чтобы он нес ответственность за свою территорию. Этот законопроект нами уже внесен в Верховную Раду, и мы будем сейчас его принимать. Для того чтобы уже на следующих местных выборах, которые состоятся в 2010 году, этот закон работал». Это тоже Янукович. Шесть месяцев тому. Надо заметить, «сейчас» несколько затянулось. Идее Виктора Федоровича (к тому же, по его словам, оформленной в виде законопроекта) скоро полгода стукнет, а она, бедолашная, все никак не реализуется.
А Виктор Федорович не унимается. Позавчера он объявил: следующие местные выборы должны пройти на новой законодательной основе. Для этого необходимо принять соответствующие законы. «Чтобы люди знали своих депутатов, чтобы депутаты были закреплены за территориями, чтобы они несли ответственность, чтобы они защищали права людей на тех территориях». Все агентства подают это как новость. Странно. Ведь с декабря прошло немного времени.
Странно и другое. К кому из нардепов ни обращался, никто пресловутого проекта в глаза не видел.
Нам повезло больше. В распоряжении «ЗН» таинственный 137-страничный текст имеется. И в нем действительно закладывается новая законодательная основа формирования органов местного самоуправления.
Вначале о главных, принципиальных новеллах. Планируется, что выборы
— депутатов сельских и поселковых советов будут «проводиться по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах»;
— депутатов ВР АРК, городов Киева и Севастополя, областных, районных, городских, районных в городах будут «проводиться по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе».
Половину депутатского корпуса провинции изберут в одномандатных округах, другую — «в многомандатном избирательном округе, границы которого совпадают с границами территории, соответственно, Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя, области, района, города, района в городе».
Шансы на принятие подобного документа достаточно высоки. Даже несмотря на то, что против реставрации «мажоритарки» выступают коммунисты, и что ее в принципе не жалует Литвин. Но едва ли это воспрепятствует успеху.
Во-первых, в большинстве есть некоторый запас прочности, а в самое ближайшее время, поговаривают, он будет еще больше. Во всяком случае, прихода очередной группы неофитов ждут со дня на день.
Во-вторых, Хмельницкому (в отличие от Литвина) эта идея должна понравиться, и мнение скромного олигарха может перевесить мнение заслуженного спикера.
В-третьих, подобный проект способен найти сторонников и в рядах оппозиции. Во всяком случае, какое-то количество «меньшевиков» готово его поддержать уже сегодня и абсолютно искренно.
В чем видит преимущества «мажоритарки» действующая власть?
Во-первых, в реальной экономии средств. Необходимость сколачивать внушительный «общак» и содержать громоздкие структуры за счет центра отпадает. При этом власть сохраняет контроль за процессом — за партией остается статус субъекта выдвижения кандидата. Главное найти кандидата, имеющего достаточное количество средств и обладающего достаточным уровнем популярности. И если искомый персонаж (по странному стечению обстоятельств) не является членом Партии регионов, его надобно поставить в известность, что он ее выдвиженец. Предполагается, что к моменту проведения выборов власть будет чувствовать себя достаточно уверенно. Достаточно для того, чтоб исключать возможность отказа представлять ПР на выборах.
Во-вторых, на Банковой справедливо считают, что при подобном подходе они серьезно ломают игру БЮТ. Ведь ключом к местным успехам Блока Тимошенко чаще становилась популярность Юлии Владимировны. А отнюдь не авторитет местных активистов.
В-третьих, новая модель должна распылить силы оппозиционеров. Закон не предполагает участия в выборах блоков. К участию в состязании допускаются только партии. Это вынудит вчерашних союзников конкурировать друг с другом, что неизбежно скажется на их результате.
Когда задуманное претворят в жизнь, не ясно до сих пор. С одной стороны, ПАСЕ жестко отреагировала на попытки Киева перенести сроки проведения местных выборов. И это вынуждает Януковича рассматривать в качестве варианта осень нынешнего года. К тому же подталкивает и экономическая ситуация. Совершенно очевидно, что в марте 2011-го партия власти наберет меньше, чем в октябре 2010-го. Если все будет идти так, как идет, — много меньше.
Сейчас у партии Януковича есть реальные шансы заполучить большинство в подавляющей части местных Советов. С каждым месяцем эти шансы будут становиться все более туманными.
С другой стороны, даже в ПР далеко не все за «мажоритарку» и уж тем более далеко не все за проведение выборов в этом году. И если перечить вождю они не станут, то тихо саботировать активное участие в кампании будут. И уклоняться от финансовой повинности — тоже. Янукович это понимает.
Зато он не понимает, как относится к его новшествам население. Посему ключевые положения в самое ближайшее время должны стать предметом исследований для социологических фирм. Пока исследования будут проводиться, проект будет лежать мертвым грузом. Но для того чтобы выборы состоялись осенью, принимать закон необходимо уже сейчас…
Есть и еще одна причина, вынуждающая команду Януковича медлить. Дело в том, что их уже давно привлекает идея объединения всех местных выборов в один год.
У подобной новации есть свои минусы. Во-первых, от такого объема работы вздрогнут избиркомы всех уровней. Во-вторых, от такого количества бюллетеней вздрогнут избиратели всех регионов. Явка в этом случае упадет, хотя, возможно, и не слишком существенно. Но плюсы куда жирнее. Главный — экономия средств, бюджетных и партийных. Кроме того, порядка будет больше. Любой местный туз с удовольствием потратится на местную кампанию, а начинаются выборы рангом выше — уже ни его, ни денег евонных.
Шанс объединить кампании появился… с подачи БЮТ. В начале весны нынешнего года Иван Кириленко, Ольга Боднар и Сергей Подгорный внесли проект внесения изменений в Основной Закон, в котором предложили ликвидировать конституционную коллизию, унифицировав сроки полномочий советов и мэров всех уровней. А заодно и выступили с идеей «перезагрузить» всю систему местного самоуправления 27 марта 2011 года.
Подобные изыскания, по процедуре, требуют выводов Конституционного суда. Туда проект и отправился 1 апреля сего года с подачи более чем четырех сотен нардепов. Которые обязали КС рассмотреть его до середины июня.
Как утверждают наши источники, появление данного проекта было связано не столько с заботой о наведении порядка в сфере местной власти, сколько с желанием… сковырнуть Черновецкого. Недавнее решение КС лишило оппозицию шанса переизбрать его в ближайшее время. Суд подтвердил очевидное: срок полномочий городского головы отсчитывается с момента подведения итогов последних выборов мэра, не важно, очередных или досрочных. То есть с 2008 года.
И тут в БЮТ нашли выход. Внести изменения в Конституцию — пусть всю местную элиту избирают на пять лет. И пускай это произойдет в один день. А что? Освежить краевую власть одним махом. Одновременно. Независимо от реальных сроков пребывания на постах.
Если бы КС с подобной постановкой вопроса согласился, то его решение по Черновецкому сразу теряло бы смысл. Ибо положительная резолюция, наложенная на проект Кириленко—Боднар—Подгорного, делала киевского мэра одним из всех.
Предвосхищать решения КС — дело неблагодарное. Но мы рискнем. Предварительное обсуждение в КС состоялось на этой неделе. Конституционный суд в самое ближайшее время намерен вынести решение по проекту конституционных изменений, инициированных депутатами от БЮТ. И в этом решении он собирается признать конституционной унификацию полномочий местных советов и городских голов. А еще — признать необоснованной попытку вписать в Конституцию конкретную дату проведения каких бы то ни было выборов. Есть Рада — пусть она определяется путем принятия постановления. Нечего Основной Закон замусоривать.
Опираясь на выводы КС, регионалы смогут воплотить в жизнь свою старую задумку — объединить все местные выборы. Всю работу БЮТ уже сделал за них. И почему бы теперь Кириленко и Боднар со товарищи не голосовать «за»? Ведь они сами подняли вопрос. Так что не исключено, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями неслыханной, невиданной и нежданной вещи — внесения изменений в Конституцию совместными усилиями ПР и БЮТ.
На Банковой хотели дождаться решения КС для того, чтобы сначала попытаться объединить местный избирательный процесс путем утверждения бютовского проекта корректировки Основного Закона. А затем подвести под этот процесс единые правила.
В чем новшество этих правил, помимо озвученного возврата к смешанной и мажоритарной моделям?
Во-первых, в сохранении влияния партий на процесс. Именно они обладают правом выдвигать кандидатов в мажоритарных округах, хотя механизм самовыдвижения также предусмотрен. Кроме того, предполагается возможность одновременной баллотировки одного и того же лица и в одномандатном, и в многомандатном округах. А еще — одновременного выдвижения в советы разных уровней.
Во-вторых, окончательным отказом от сбора подписей и введением механизма дифференцированного залога. Согласно проекту, размер залога, в частности, составляет:
«— для кандидатов в депутаты городского (города с районным делением, кроме городов Киева и Севастополя) совета в многомандатном избирательном округе — 25 минимальных заработных плат;
— для кандидатов в депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, областного, городов Киева и Севастополя, совета в одномандатном мажоритарном избирательном округе — семь минимальных заработных плат;
— для списка кандидатов в депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, областного, городов Киева и Севастополя совета в многомандатном избирательном округе — 35 минимальных заработных плат»;
Партия наделяется правом вносить залог, а также правом иметь своих наблюдателей.
В-третьих, уточняется механизм принятия решений членами избиркомов. «В день голосования, подсчета голосов и установления результатов выборов решение принимается большинством голосов от присутствующих членов комиссии, независимо от количества присутствующих на заседании избирательной комиссии членов комиссии… Неподписание протокола отдельными членами избирательной комиссии не влечет правовых последствий для действительности протокола». Что это означает? Что судьбоносное решение можно принять втроем, игнорируя мнение подавляющего большинства членов комиссии. Хотя желание уберечься от саботажа объяснимо.
Заслуживает внимания еще одно новшество: предлагается законодательно закрепить, что «не могут быть основанием для признания недействительными выборов (…) нарушения требований этого закона, которые имели целью принудить или принудили избирателей голосовать за кандидатов, если они не были избраны в соответствующем избирательном округе». Разъясним.
Кандидат А целенаправленно «мочит» кандидата Б. В результате побеждает кандидат В (кандидата А, собственно, и нанявший). Нарушения законодательства кандидатом А налицо, его влияние на результат выборов — тоже. Но, с точки зрения закона, его «подрывная деятельность» на волеизъявлении избирателей ни коим образом не отразилась.
Другой пример. Кандидат А всю кампанию активно скупает голоса избирателей и всеми возможными способами «покупает» их «любовь». В результате кандидат В, опирающийся на схожую электоральную группу, не досчитывается изрядного количества голосов, и приходит к финишу вторым, пропустив вперед кандидата С. Согласно закону здравого смысла, деятельность кандидата А существенно повлияла на результат выборов. Согласно проекту закона о местных выборах — нет.
В-четвертых, присутствует целая глава, посвященная доказательствам при оспаривании итогов выборов. А в главе наличествуют положения, которые наверняка вызовут вопросы у оппозиции. Например, «избирательная комиссия принимает к рассмотрению только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения жалобы…» Кто и как будет решать? Вопрос. Вообще вопросов много. Например, до конца не известно авторство документа. Одни говорят — Лавринович, другие — Портнов, третьи называют обоих. Неизвестно, кто проект внесет. Источники в ПР полагают, что сам Янукович. Он должен продемонстрировать готовность исполнять обещания. Я вам говорил, что будет «мажоритарка»? Извольте.
Неизвестно, в каком виде проект попадет в Раду. Скорее всего, он еще будет уточняться. Сейчас его читают спецы, а некоторых доверенных депутатов знакомят с ключевыми положениями.
Не известно и то, когда именно проект окажется у депутатского корпуса. Это будет зависеть от того, что Янукович сочтет меньшим из зол — нынешнюю осень (например, 31 октября) либо будущую весну. Времени на размышления у него почти не осталось.