Новомосковск простился с ребятами, погибшими в результате аварии на воде
Несмотря на ясную солнечную погоду, у Свято-Троицкого храма в Новомосковске, где отпевали мальчишек, было черно. Казалось, траур по преждевременно ушедшим коснулся всех жителей городка. Под тихий бой церковного колокола проводить друзей в последний путь тянулись толпы подростков.
Трагедия на реке Самара (Новомосковск) произошла в разгар майских гуляний. Пятеро закадычных друзей – школьники Рома и Эдик, суворовец Андрей, студенты Дима и Женя собирались отмечать Первомай в лесу у реки. Светило солнце, было праздничное настроение. Один из мальчишек предложил покататься на лодке.
– Мы было отнекивались, – вспоминает единственный выживший после аварии подросток Женя Ганчев. – Но в итоге согласились.
Приятели скинулись на бензин, выпросили у родителей лодку и поплыли по реке.
– Около трех часов дня мы уже собирались домой, как вдруг нас переехал катер, – из последних сил выдавливает из себя слова Женя. – Всех, кроме Ромчика (его от столкновения вдавило в лодку – авт.) выбросило за борт. Вынырнул только я. Нас даже не пытались объехать…
По версии МЧС, столкновение с «иномаркой» – катером «МАХУМ -1800 ХР» допустил капитан мотолодки «Южанка» (плавсредства ребят). «Ориентировочно он нарушил требования местных правил плавания на внутренних водных объектах, вследствие чего погибли 4 несовершеннолетних (по двое – 1993 и 1995 года рождения), еще один (1993 года рождения) пострадал и был госпитализирован», – значится в сводке МЧС, которой располагает редакция. О том, что мальчишки в момент аварии были пьяными, в тот же день заявил мэр Новомосковска Виктор Литвищенко.
Однако восстановив события того дня, мы сделали вывод, что не все так однозначно в этой истории.
Очевидцев первомайского несчастья в Новомосковске тьма. Берег реки был буквально облеплен отдыхающими. Все они до сих пор не могут уяснить – почему злополучные судна на довольно широком участке Самары (около 100 м в районе Красного Кута – авт.) не разошлись?
Александр Романов и Сергей Бабенко ни с кем из участников аварии не знакомы. Сами не новомосковские. На Самаре у друга на даче отмечали маевку. Сидели напротив речпорта, рыбачили.
– Пацаны плыли посередине реки, – сообщают рыбаки. – Их скорость была около 8 км/час. Видно, нас увидели, помахали руками. Начали отклоняться где-то на 15 градусов. Сзади на огромной скорости (около 70км/час) их, как трамплин, переехал катер. Они его, скорее всего, даже заметить не успели: мотор у него тихий, появился внезапно. И ладно бы лоб в лоб, но сзади, при нормальном обзоре и возможности объехать с любой стороны…
Что касается заявлений новомосковского мэра. Во-первых, результаты алкоэкспертизы по всем участникам происшествия еще не готовы. Во-вторых, по словам близких покойных ребят, никто из них ни выпивкой, ни даже курением не увлекался. И в тот день хлопцы были трезвые. Кроме того, у многих сомнение вызывает как раз состояние водителя катера. На этом фоне комментарии градоначальника были как минимум преждевременными. Кстати, венки, поставленные у гроба мэрией, на кладбище не повезли.
Родители погибших уверены, что после аварии еще двое ребят были живы! И были бы живы, будь им оказана своевременная помощь. Будучи без сознания, они просто утонули.
– Судмедэкспертиза установила, что двое наших сыновей погибли в результате столкновения, – делится отец погибшего Андрея Руслан Синица. – Еще двоих можно было спасти, будь им оказана помощь в течение первых пяти-десяти минут после случившегося.
Со слов же очевидцев, спасать пострадавших водитель катера принялся в последнюю очередь.
– В надежде кого-то спасти я сразу же бросился в воду, – рассказывает очевидец Сергей Бабенко. – У паренька в лодке пульса уже не было. Других раскидало, и найти их нам не удалось.
– Водитель катера развернулся аж возле Краснокутянского моста, – дополняет Александр Романов. – Подтянул лодку к берегу, уже потом поехал за спасателями. Водолазы достали всех остальных. Время ушло…
Злые языки обвиняют в трагедии того папу, что дал подросткам мотолодку. Семьи погибших мужчину не винят.
Ребята выросли на реке, на лодке с детства, управляли ею уверенно, – говорит от имени родителей Руслан Синица. – Мы им доверяли. И, в конце концов, не они катер переехали.
– Они очень долго уговаривали того папу, – добавляет крестный погибшего Олег Бубнов. – Тот, как чувствовал, моторку не давал. Но ребята всей гурьбой его таки уломали. После трагедии бедняга пытался застрелиться.
Правоохранители от комментариев пока уклоняются. Одни ссылаются на неимение полномочий, другие молчат «в интересах следствия». Все лишь подтверждают факт трагедии и сообщают о возбуждении линейным отделом милиции в речном порту «Днепропетровск» уголовного дела по ст. 291 УК Украины. Данная статья – «Нарушение действующих на транспорте правил безопасности движения, если это повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия» предусматривает наказание от штрафа (до ста необлагаемых минимумов) до лишения свободы на срок до пяти лет. Насколько справедливы эти виды наказания в данном случае – рассудят свыше. А пока народ боится, что дело вообще спустят на тормозах. Или сделают крайними тех, кто уже не может за себя постоять?
Тем временем
Старший госинспектор Судоходного портового надзора Григорий Черняк отмечает, что парк маломерных суден в Днепропетровске и области постепенно увеличивается. В связи с кризисом рост катерного «полка» несколько ослабел, но тенденция пополнения парка за счет импортных быстроходных катеров и яхт сохраняется. В связи с этим контроль за безопасностью движения на воде, утверждает инспектор, будет усиливаться. Уже сейчас расширен штат водной милиции. Но инспекторов все же не хватает.
– Когда развалился Союз, – рассказывает Григорий Черняк, – наша инспекция тоже перестала существовать. А развалить, как известно, проще, чем восстанавливать. Поэтому некоторые проблемы сохраняются. Что касается Новомосковска, то своей водной инспекции у них нет. Там работают только общественные инспекторы.