Федеративный тупик

Последние события в Крыму дали однозначный ответ на вопрос: нужна ли Украине федерализация. Реальная угроза территориальной целостности страны, угроза Третьей Мировой войны возникла именно в том регионе, автономные права которого закреплены конституционно.

То, что происходит сейчас в Украине, касается не только и, к сожалению, не столько Крыма. Антиправительственные митинги, прошедшие в первых числах марта в ряде юго-восточных областей, имели слишком уж неожиданный и при этом единый сценарий, чтобы относиться к числу случайных совпадений. Постановочность таких антигосударственных флешмобов очевидна. Налицо спланированная масштабная спецоперация сопредельного государства на территории Украины, направленная на дестабилизацию ее внутренней общественно-политической ситуации, создание шумовой завесы для интервенции.

Но почему дебоширы, требующие федеральности, кричат «Россия!», а не, к примеру, «Таврия» или «Слобожанщина»? И почему за федерализацию вдруг выступают и жители дотационных, экономически несамостоятельных регионов Украины вроде Луганщины? Есть целая индустрия внешних внутренних «федералов». Но они почему-то – не «хозяйственники» с опытом работы губернаторами и мэрами, и не крупные нестоличные бизнесмены, а демагоги-популисты. Им подпевают соответствующие «политологи». Надо сказать, доморощенные «федеральщики» особенно распоясались, когда режим Виктора Януковича усмирял всенародный Евромайдан. Именно они громче всех защищали неадекватного диктатора. Что ж, «каков поп, таков и приход». Федераторы с мандатами разжигают, федераторы с битами поджигают. Других «федералистов» у Путина для нас нет…

Критерием истинности есть практика. А она показывает, что федерализация отнюдь не панацея от межрегионального противостояния. Для этого достаточно вспомнить грустную судьбу Социалистической Федеративной Республики Югославии, где субъектами федерации стали шесть республик и две автономных области. Кратковременное экономическое чудо в середине 1980-х годов закончилось стремительной инфляцией и развалом экономики. Что привело к обострению отношений между более развитыми Сербией, Хорватией, Словенией – и остальными республиками. В ходе гражданской войны и распада от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Тогда же на территорию сначала Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы.

Тем временем Югославия, в которой в начале XXI века оставалось две республики, превратилась в Малую Югославию – Сербию и Черногорию: c 1992 по 2003 годы – Союзная Республика Югославия (СРЮ), с 2003 по 2006 – конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССХ).

Истории Югославии можно противопоставить пример процветающей Федеративной Республики Германии. Однако есть весомые контраргументы. Во-первых, Германия несравнима ни с Югославией, ни тем более с Украиной по своим глубоким традициям самоуправления, верховенства права, негосударственной экономики. Немцы не прожили в унитарном, едином государстве и 100 лет. Во-вторых, даже в ФРГ федерализм создает некоторые риски. Ведь как только экономическая конъюнктура ухудшается, наиболее экономически развитая Бавария начинает задумываться о самоопределении.

Как видим, сама по себе федерализация не дает ровным счетом ничего ни обычным гражданам, ни государству в целом. Но зато создает предпосылки для консервации разного рода внутренних разломов и реализации внешних деструктивных сценариев. Достойным ответом им может быть только сильное, экономически развитое унитарное государство, где надежно будут защищены права каждого гражданина. И это – главный рецепт выживания Украины.

А что касается агрессивных сторонников федерализации, штурмующих органы государственной власти под флагами иностранного государства, сомнений быть не должно – это государственные преступники, которые должны нести ответственность по всей строгости уголовного кодекса!

Чтобы победить хорошо подготовленного противника, превосходящего в военной и экономической мощи, недостаточно одних эмоций: ненависти или праведного гнева. Нужны трезвый расчет и объединение вокруг общей цели – защитить наше будущее.

Георгий Зубко, преподаватель права университета

им. Тараса Шевченко, специально для «УП»

Можливо, Вам буде цікаво

By