Пятый месяц жизни

На пятом месяце жизни продолжается совершен­ствование двигательных умений малыша. Он уже под­нимает не только голову, но и туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, свободно поворачивается со спины на живот, садится, если ему немного помочь. При поддержке за туловище ровно и устойчиво стоит, переступает ножками.

Быстрыми темпами идет психологическое развитие. От­ношение ребенка к взрослому меняется с каждым ме­сяцем. Если трех-четырехмесячный малыш на ласковый разговор любого человека отвечает улыбкой, «комплек­сом оживления», то в пять-шесть месяцев он сначала рассматривает обращающегося к нему человека и толь­ко затем улыбнется, если тот ему знаком и приятен, а если незнаком, то, наоборот, заплачет. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. С удовольствием слу­шает мелодичную музыку. Свое отношение к окружаю­щему пытается выразить различными оттенками лепета. На пятом месяце закладываются первые «кирпичики» полезных и вредных привычек. Родители должны по­мнить об этом и всячески способствовать развитию по­лезных привычек и пресекать вредные. В частности, следует отвлекать малыша от засовывания пальцев в рот, поощрять определенную позу при мочеиспуска­нии, держать ребенка над горшком с произнесением общепринятых звуков. Делать это надо сразу после сна, малыш встал сухим, через 15 —- 20 минут пос­ле кормления, а также в конце периода бодрствования.

Движения руками в этом возрасте четкие, более це­лесообразные. Ребенок уже внимательно ощупывает, трясет игрушки. Если в предметах имеется отверстие, обязательно попытается засунуть в него палец. Учиты­вая физические возможности малыша, игрушки уже не подвешивают, а выкладывают во время его бодрствова­ния рядом с ним.

Следует тщательно подбирать игрушки малышам. Они должны быть гладкие, легко моющиеся, без узких отверстий, в которых может ущемиться пальчик. Трес­нувшая или сломавшаяся игрушка должна немедленно убираться. Высыпавшиеся из погремушки горох, кусочки пластмассы опасны, так как могут попасть в уши, носовые ходы и верхние дыхательные пути. Поскольку малыш в целях познания окружающего мира все тянет в рот, игрушки должны быть всегда чистыми. Каждый вечер их надо, мыть с мылом, ошпаривать горячей во­дой или кипятить. Такую обработку выдерживают только резиновые и целлулоидные игрушки.

Прибавка массы тела на пятом месяце равна 700 граммам, длина — 2,5 сантиметра. Пятый месяц — рубеж физического развития. У здорового ребенка в это время масса тела обычно вдвое больше, чем при рождении.

Массаж и гимнастические упражнения в этом воз­расте имеют целью дальнейшее развитие и закрепле­ние физических умений. Упражнения выполняются в ос­новном те же, что и раньше, но необходимо обра­щать внимание, чтобы с каждой неделей уменьшался объем пассивных движений и стимулировались актив­ные. Должно нарастать число повторений каждого из упражнений. При этом следует соблюдать правила рас­сеянной нагрузки, то есть поочередно выполняются упражнения, включающие разные группы мышц. Упражнения для конечностей и туловища должны, как и ранее, перемежаться с соответствующими приемами общего массажа. Желательно при выполнении гимна­стических упражнений широко применять игрушки, ко­торые можно захватывать и удерживать.

Увеличивается время активного бодрствования. Из­меняются ритм кормления и связанный с этим режим дня. Ребенок переключается с шестиразового кормле­ния на пятиразовое. Таким образом удлиняются проме­жутки бодрствования, уменьшается до трех количе­ство периодов дневного сна. Суточная продолжитель­ность сна — 16 часов. Режим дня ребенка в пять ме­сяцев выглядит следующим образом:

6 ч — 6 ч 30 мин — первое кормление;

6 ч 30 мин — 8 ч — утреннее бодрствова­ние, туалет;

8 ч — 10 ч — утренний сон;

10 ч — 10 ч 30 мин — второе кормление;

10 ч 30 мин — 12 ч — дневное бодрствова­ние, массаж и гимна­стика, прогулка;

12 ч__ 14ч — дневной сон на воз­духе;

14 ч _ и ч 30 мин — третье кормление;

14 ч 30 мин — 16 ч — бодрствование;

16 ч — 18 ч — сон на воздухе;

18 ч — 18 ч 30 мин — четвертое кормление;

18 ч 30 мин — 20 ч —бодрствование, купа­ние;

20 ч — 22 ч — вечерний сон;

22 ч — 22 ч 30 мин — пятое кормление;

22 ч 30 мин — 6 ч — ночной сон.

Прием пищи и ее активное переваривание происхо­дит в фазе бодрствования (диссимиляция), усвоение пищи в фазе покоя, ночного сна (ассимиляция). Про­движение пищи по пищеварительному тракту — про­цесс длительный и сложный. На пищевые вещества в строгой последовательности воздействуют (по мере продвижения) различные пищеварительные соки. В кон­це этого пути, когда пищеварение практически закон­чено, происходит всасывание воды, накопление и оформление каловых масс. Если пищеварение нару­шается, продвижение пищи ускорено, она не успевает полностью перевариться, остается много невсосавшейся воды. Стул становится частым, жидким, водяни­стым, неоднородным. Это понос. Причины его много­образны. Чаще всего понос появляется при смешанном и искусственном вскармливании и связан с перекор­мом, нарушением возрастной диетики, попаданием недоброкачественных, несвежих продуктов. Понос может быть при перегреве, интоксикации и различных заболе­ваниях, не связанных с поражением желудочно-кишеч­ного тракта. Поносы чаще бывают летом, когда легче возникает перегрев ребенка, труднее сохранить про­дукты свежими и возможно загрязнение их мухами, переносящими патогенные микроорганизмы.

При поносе ребенок недополучает какую-то часть необходимых ему питательных веществ. Если жидкий стул повторяется, следует вызвать к малышу участко­вого врача, рассказать ему о цвете, запахе и консистен­ции стула ребенка. Лучше всего оставить до прихода врача одну из пеленок с жидким стулом.

Второй, противоположный вариант нарушения пи­щеварения — запор. Замедленное продвижение пищи не улучшает пищеварения, поскольку при этом в ки­шечнике появляются газы с резким запахом, образуют­ся кишечные токсины, нарушающие состояние ребенка. Задержка продвижения пищи вызывает чрезмерное обезвоживание и уплотнение кала. Это может приве­сти к травме заднего прохода и появлению болезнен­ных, долго не заживающих трещин.

Если у ребенка в течение дня не было стула, необ­ходимо его вызвать с помощью клизмы. В детский рези­новый баллончик набирают теплую воду и вводят в зад­ний проход, после чего некоторое время придерживают ягодицы сжатыми. Наконечник баллончика желательно смазать вазелином. Вода, поступающая в прямую киш­ку, растягивает ее и вызывает усиление естественных импульсов к опорожнению кишки. Иногда введенная вода быстро всасывается, и эффекта от клизмы нет. В этих случаях надо ее повторить. Подчеркиваем, что клизма не промывает кишечник, а только способствует его естественному опорожнению. Маленьким детям клизму делают только чистой водой. Нельзя добавлять мыло, поскольку оно вызывает ожоги слизистой обо­лочки прямой кишки.

Пищевые продукты могут ускорять или замедлять продвижение пищи по кишечнику. Этим пользуются для регуляции пищеварения. Черника и рисовый отвар за­медляют перистальтику, а морковный и томатный соки (с мякотью), пюре из чернослива или кураги, овсяная каша, кефир, наоборот, ускоряют ее. Поэтому при за­порах целесообразно использовать послабляющее дей­ствие указанных продуктов.

У детей периодически может наступать вздутие жи­вота (метеоризм). Отхождение газов может задержи­ваться как при запоре, так и при поносе. При этом ма­лыш испытывает беспокойство и боль из-за перерастя­жения отдельных участков кишечника. В этих случаях помогает массаж живота: поглаживающие круговые движения по часовой стрелке. На ночь можно сделать сухой согревающий компресс. Тепло расслабляет мус­кулатуру (в том числе и кишечника), спазм отдельных участков снимается, и нормальная проходимость же­лудочно-кишечного тракта восстанавливается. Это под­тверждает отхождение газов.

Для профилактики заболеваний половых органов у детей (особенно это касается девочек) с первых не­дель и месяцев их жизни при ежедневном туалете, под­мывании после мочеиспускания или дефекации нельзя допускать никаких грубых манипуляций и трения в об­ласти наружных половых органов. Подгузник и пелен­ки должны быть хорошо расправлены. При выборе ползунков надо отдавать предпочтение сшитым из мяг­кой ткани. Нужно следить, чтобы при частой стирке ползунков не образовывались в местах швов грубые складки, которые могут раздражать кожу в верхней ча­сти бедер и области наружных половых органов.

На пятом месяце жизни одно грудное молоко уже не удовлетворяет полностью возрастающие потребности организма ребенка. Ощущается значительная нехватка минеральных соединений. На этой почве может нару­шиться постоянство состава крови.

У детей, которые длительное время вскармливаются только грудным молоком, может возникать малокровие. Поэтому здоровым детям на пятом месяце жизни (а детям искусственно вскармливаемым — на четвертом) необходимо вводить прикорм.

Ранее на первый прикорм рекомендовали жидкую манную кашу. Действительно, манная крупа легко пере­варивается. Несомненно, популярности этого блюда спо­собствовал и быстрый способ его приготовления. Од­нако в последующем было подмечено, что дети, в пита­нии которых манная каша занимала значительное ме­сто, росли рыхлыми, пастозными. У них часто отме­чались простудные заболевания, поносы и различные кожные высыпания. Рахит у этих детей начинался рань­ше и протекал тяжелее.

Сейчас считается более правильным начинать при­корм с овощного пюре. Во-первых, овощи богаты ми­неральными солями самого разнообразного состава. Эти соли необходимы для бурно растущего скелета ре­бенка. Во-вторых, в них много витаминов и биостиму­ляторов. В-третьих, частицы растительной клетчатки, которые всегда имеются в овощном пюре, регулируют работу кишечника. В-четвертых, овощи богаты щелоч­ными солями, что оказывает благоприятное влияние на обмен веществ, улучшает дыхание, тонизирует нервную систему и способствует выведению излишков воды. В-пятых, овощное пюре несладкое, и после него дети хорошо воспринимают вторые блюда прикорма, обычно каши. И наконец, овощное пюре обладает еще одним качеством, которое не всегда должным образом оцени­вается. Оно густое, да, кроме того, содержит неболь­шие плотные комочки, которые как бы подготавливают нервный аппарат глотки к новым раздражениям при проглатывании твердой пищи. Малыша к прикорму надо приучать постепенно, начиная с одной-двух ложе­чек перед кормлением грудью. Количество пюре к кон­цу пятого месяца необходимо довести до 150 граммов, то есть 3/4 стакана. В пюре добавляют половину желт­ка и одну чайную ложку растительного масла. Рас­тительное масло — незаменимый продукт питания. В нем находятся витамины и непредельные жирные кислоты, которые активируют обмен веществ. Расти­тельное масло нормализует жировой и липидный об­мен, укрепляет защитную функцию кожи. Дается пюре обычно на второе (третье) кормление с ложечки. По­скольку ребенок еще не умеет сидеть самостоятельно, его нужно посадить себе на колени и придерживать ле­вой рукой.

Не все дети охотно приобщаются к овощному пюре. Вкус пищи они хорошо различают с рождения, порой противятся новым вкусовым ощущениям, отказываясь от неимеющего сладковатого вкуса овощного пюре. Если с малышом в этом отношении сразу не устано­вить контакт, кормление превращается в пытку для обеих сторон. С особенностями вкусовых ощущений ре­бенка надо считаться, но нельзя идти у него на поводу. Вкус развить можно и нужно, но не принуждением, а путем настойчивого и ласкового предложения нового блюда, сначала в небольшом объеме. Предлагая с улыбкой ложечку овощного пюре, целесообразно хва­лить его вкусовые качества, попробовать самому дру­гой ложкой при ребенке и еще похвалить.

Прикорм, как и вообще всякое изменение режима, вводится только здоровому малышу. Если ребенок за­болел, следует дождаться его выздоровления и лишь после этого вводить прикорм.

В отношении частоты кормления вторая половина пятого месяца имеет свои особенности. Ребенок подрос и нуждается в ином ритме приема пищи. Его надо кор­мить реже и давать на кормление большее количество пищи. Правильнее кормить ребенка в это время уже пять раз в день, то есть через четыре часа. Например:

6 ч — грудное кормление;

10 ч — овощное пюре— 150 г с 1/2 желтка и одной чайной ложкой растительного масла, скобленое яблоко или фруктовое пюре — 3 столовые ложки;

14 ч — грудное кормление, творог — 2 чайные ложки, соки — 6 чайных ложек;

18 ч — грудное кормление, соки — 6 чайных ложек;

22 ч — грудное кормление.

При искусственном вскармливании на пятом меся­це жизни у ребенка изменяется режим питания. Вво­дится второй прикорм. Теперь пятимесячному ребен­ку дается уже два более плотных кормления. Одно — овощное пюре, другое — каша. Каши полужидкие ну­жно обязательно готовить из различных круп, добав­ляя в них по две-три чайные ложки творога. Детям с проявлениями экссудативного диатеза лучше давать гречневую кашу, приготовленную не на молоке, а на отваре из овощей. Поговорка о том, что кашу маслом не испортишь, относится только к пище взрослых. В порцию каши ребенку можно добавить не более чайной ложки масла.

Овощное пюре для прикорма готовится по особому рецепту. Берутся различные овощи, но обязательно морковь, свежая капуста, свекла и картофель, жела­тельно в равных количествах. Избыток картофеля сни­жает полезные свойства пюре. Очищенные и мелко нарезанные овощи варятся в небольшом количестве подсоленной воды два часа, затем отцеживаются и два­жды протираются через мелкое сито. В полученную массу добавляется небольшое количество овощного отвара для придания пюре консистенции густой сме­таны. Готовое пюре заправляется половиной желтка и небольшим (одна чайная ложка) количеством расти­тельного масла.

Свежеприготовленное пюре остужают на мелкой тарелке и дают ребенку тепленьким. Нежелательно готовить это блюдо впрок.

Следует иметь в виду, что при употреблении фрук­товых и овощных пюре может меняться цвет стула. Например, после приема тертой моркови стул стано­вится слегка оранжевым, свеклы — красновато-бурым, детских консервов, содержащих шпинат, — зеле­новатым. Отсутствие слизи в стуле и обычная его кон­систенция подтверждают, что изменение цвета стула связано с употреблением овощей.

Ребенку на пятом месяце при искусственном вскар­мливании рекомендуется следующее меню:

6 ч — смесь «Малыш», или «Детолакт», или ке­фир (цельное молоко) — 200 г;

10 ч — каша (гречневая, овсяная, рисовая) — 150 г, творог — 2 чайные ложки, скобле­ное яблоко или фруктовое пюре — 3 сто­ловые ложки;

14 ч — смесь «Малыш», или «Детолакт», или ке­фир (цельное молоко) — 200 г, соки — 6 чайных ложек;

18 ч — овощное пюре—150 г 1/2 желтка и од­ной чайной ложкой растительного масла, соки — б чайных ложек;

22 ч — смесь «Малыш», или «Детолакт», или ке­фир (цельное молоко) — 200 г.

Как видно, искусственное вскармливание пятиме­сячного ребенка уже существенно отличается от кор­мления его сверстника, находящегося на вскармлива­нии грудным молоком матери.

Дети, которых учат плаванию в домашней ванне, в этом возрасте должны уже переходить к третьему периоду обучения, который тоже состоит из 50 — 60 занятий и рассчитан примерно на два месяца. Про­должительность каждого занятия 40 — 45 минут. В этом периоде ребенок должен освоить активные плаватель­ные движения ногами и руками. Занятиям в ванне, как и прежде, предшествует массаж и гимнастика.

В ванне малыш лежит на спине уже самостоятель­но. Если это не получается, используется «чепчик ру­салки» или подвеска. При положении на груди можно применять «пояс Нептуна» или слегка поддерживать ребенка под подбородок или живот. Мать берет ре­бенка за стопы и проводит плавательные упражнения для ног сначала в положении на спине, потом на жи­воте. С 8 — 10-го занятия они чередуются с упражне­ниями для рук.

В положении на спине прямые руки вытянуты в стороны и чуть вверх. Стоя со стороны головы ребен­ка и охватив его руки за область локтевых суставов, мать одновременно движет 8 — 10 раз ими, загребая воду, вниз к туловищу, а дальше вверх по воздуху в исходное положение. Такие серии движений повторя­ются 4 — 8 раз с 15 — 20-секундным отдыхом.

Второе упражнение выполняется из положения рук, вытянутых вдоль туловища. Взяв их за пред­плечья, мать попеременно нажимает ладонями малы­ша на воду, совершая движения вниз на 45 — 50° и обратно. Когда одна рука идет вниз, вторая движет­ся вверх, так выполняются серии по 20 — 30 движений 4—8 раз с 15 — 20-секундным отдыхом между ними.

Третье упражнение для рук напоминает «велоси­пед» и выполняется в таком же ритме.

Затем ребенок переворачивается на грудь, поддер­живается «поясом Нептуна» или подвеской, и опять выполняются те же виды движений для рук (гребок вытянутых вперед рук в стороны на 50 — 60°, опуска­ние нажиманием на воду повернутых вниз ладоней ре­бенка на 45 — 50°, поочередные глубокие гребки вы­тянутой рукой с последующим ее сгибанием в локте­вом суставе и возвращение в исходное положение).

Внимательно присматриваясь к маленькому «пло­вцу», необходимо выявить, какие из плавательных уп­ражнений удаются ему лучше, и тогда повторять толь­ко их.

К концу третьего периода рекомендуется стимули­ровать самостоятельное плавание младенца. Мать про­водит с ним несколько движений, затем немного под­талкивает его вперед, чтобы он сам продолжал плыть, повторяя*, эти движения. Такие попытки делаются по 10 — 15 раз за занятие, пока ребенок не станет самостоя­тельно двигать в воде ногами и руками. Стимулировать эти действия можно с помощью игрушек, которые следует помещать на небольшом расстоянии перед «пловцом», он будет стремиться их достать, а следовательно, и про­плыть какое-то расстояние.

Совершенствуется и ныряние. Если раньше ребенок нырял из положения стоя или на груди, то теперь его приучают к погружению из положения на спине. Для чего под привычную команду «ныряй» нажимают слег­ка на лежащего или находящегося в состоянии прямой проводки малыша, чтобы его лицо на четыре-пять се­кунд погрузилось под воду. Годится для этой цели уп­ражнение «качели», при котором лежащего на груди ребенка, поддерживая одной рукой под подбородок, другой обхватом сверху под область таза, раскачивают сначала из стороны в сторону, а затем быстро погру­жают в воду и несколько раз в течение пяти секунд проводят по ней от одного конца ванны в другой. По­сле пяти-шести занятий можно попробовать оставить ребенка на середине ванны, чтобы он сам доплыл до ее конца, где его подхватят руки матери. После несколь­ких таких повторений малыш сам вынырнет на поверх­ность.

Если первая вакцинация против дифтерии, коклюша и столбняка, а также против полиомиелита была сде­лана точно в срок (в три месяца), то на пятом месяце производится повторная прививка, так как оптималь­ный интервал между первой и второй вакцинациями — полтора месяца.

Источник: Наши Дети

Можливо, Вам буде цікаво

By